Эти волшебные блики: витраж в интерьере



Согласно средневековому преданию грандиозный католический собор Нотр-Дам в Реймсе, несмотря на величественный архитектурный облик, был угрюм и мрачен внутри. Уходящие ввысь темные готические своды отбрасывали на стены зловещие тени. Страшно было прихожанину в этом великолепном соборе. Злой дух и мистические чудовища мерещились ему в каждом углу. Но вот однажды вспыхнула на главном фасаде великолепная божественная роза. Сквозь ее прозрачные цветные лепестки заструился в храм волшебный небесный свет, заполняя тьму священной благодатью и любовью… Родившись когда-то как религиозный символ, витраж и поныне радует нас своим неповторимым очарованием, привнося в наш дом удивительную гармонию и одухотворенность.

Сквозь призму истории…Витраж в интерьере

Прообразом современного художественного витража можно считать античную мозаику из непрозрачного стекла – смальты. По мере развития стекольных технологий совершенствовалось и искусство изготовления витражей: чище и тоньше становилось стекло, ярче и разнообразнее краски, сложнее композиции. Классический витраж представлял собой орнамент или сюжет из вырезанных по трафарету фрагментов цветного стекла, соединенных свинцовыми, медными или латунными протяжками. Специальные краски после обжига не выгорали и не стирались в течение долгих лет. Солнечный свет, проходя через витраж, преломлялся и рождал удивительную картину, которая менялась в течение дня по мере движения солнца, чудесным образом оживляя интерьер.

 

Католическая церковь средневековой Европы широко использовала оптические эффекты цветного стекла в храмовом зодчестве. Мерцающий свет готических витражей с библейскими сюжетами оказывал глубокое эмоциональное воздействие на верующих, вызывая душевный трепет и благоговение.

 

В эпоху Возрождения витражные композиции отошли от сугубо церковных сюжетов и все чаще отражали светскую жизнь. Появились кабинетные витражи – небольшие панно с геральдическими символами, служившие для украшения личных помещений. Технологии того времени позволяли производить достаточно тонкое стекло большой площади. Это положило начало художественной живописи на стекле, создаваемой по эскизам известных художников. Витраж становится престижным украшением интерьера.

 

Дальнейший длительный спад, вплоть до эпохи модерна, характеризовался постепенным снижением интереса к цветному стеклу. Во времена религиозных войн были утеряны многие секреты мастерства, да и в архитектурные стили того периода витражные композиции как-то не вписывались. Модерн же, с его культом красоты, плавными линиями, растительными орнаментами и сказочными сюжетами как будто был создан для витражей. Витражные композиции становятся художественной доминантой архитектуры и интерьера.

 Витраж в интерьере

В этот же период американский художник Л.К.Тиффани применил новый способ изготовления витража. В отличие от классической конструкции витраж Тиффани не имел жесткого каркаса, что делало рисунок необычайно изящным и позволяло создавать не только плоские, но и объемные формы. В моду входят настольные светильники, люстры и другие предметы быта, выполненные в технике цветной мозаики. Витражные композиции Тиффани до сих пор являются востребованным и престижным декором интерьера.

 

Витраж в интерьереВитраж в современном интерьере

Современное использование витража в интерьере давно вышло за пределы оконного проема. Витражными вставками декорируются межкомнатные двери и перегородки, подвесные потолки, световые панно, фасады мебели, колонны, ширмы, разнообразные светильники, столешницы. Даже покрытие пола может представлять собой витраж (защищенный специальным стеклом).

 

Сегодня витраж – это не просто модный ремейк старины. Новые технологии значительно разнообразили ассортимент витражных изделий, как по сюжетному наполнению, так и по способу изготовления. Наиболее популярны в настоящее время витражи, выполненные в техниках:

 

Тиффани - кусочки цветного стекла заданной формы обклеиваются по контору полосками медной фольги, выкладываются в рисунок и спаиваются оловянным припоем. Стыки в декоративных целях обрабатываются патиной. Неодинаковая толщина швов подчеркивает рукотворность изделия. Отсутствие каркаса дает возможность собирать витражную композицию из самых мелких деталей, соединяя их под любым углом, использовать выпуклые и вогнутые фрагменты. Самые тонкие линии наносятся специальной краской, которая после обжига прочно впаивается в стекло. Такая технология позволяет создавать рисунок с очень тонким контуром (1-2 мм) и часто используется для изготовления миниатюрных витражных композиций.

 Витраж в интерьере

Фьюзинг - на прозрачном стекле выкладывается рисунок из кусочков разноцветного стекла, затем вся конструкция подвергается обжигу при очень высокой температуре. Отдельные фрагменты спекаются между собой и образуют надежное соединение без использования какого-либо каркаса.

 

Пленочный витраж – специальная витражная пленка наклеивается на стекло любого размера, что позволяет использовать его на любой площади. Пленка декорируется свинцовой лентой, имитирующей протяжки классического витража.

 

УФ-печать – автоматическое нанесение изображения на стекло специальными красками, затвердевающими под воздействием ультрафиолетовых лучей. Таким способом можно получить любой рисунок, вплоть до 3D - имитации Тиффани.

 

Витраж способен украсить любое помещение, важно гармонично вписать его в общую композицию, учитывая стиль и цветовую гамму. Поэтому до начала работы над эскизом профессиональный дизайнер обязательно знакомится с особенностями интерьера, для которого витраж предназначен.

 

Витраж в интерьере

 

На фотографии сверху и двух снимках снизу представлены произведения талантливейшего художника и искусного витражиста Владимира Абрамова, с которым мне посчастливилось поработать на нескольких моих объектах. Уникальные работы этого Мастера, продуманные до мельчайших деталей, поистине завораживают. Витражи в его исполнении могут украсить и наполнить волшебством цветного света и ваши интерьеры.

 

Витраж в интерьере

Витраж в интерьере