Но если в Англии и Франции эти стилевые направления сложились давно и считаются чуть ли не классикой, то российский обыватель словно примеряет на себя чужой пиджак (пусть и сшитый по заказу), да еще и пытается украсить этот образ неуместным галстуком. Тем не менее, профессиональные дизайнеры интерьера прекрасно справляются с созданием истинного колониального стиля, обогащая нашу «неколониальную» культуру и оживляя ее экзотическими нотками.
Похож ли этот стиль на кантри? Определенно. А на этно? Тоже. Как и на любой экзотический. Вся разница – в месте применения и степени его эклектичности. В колониальном интерьере вся обстановка носит на себе едва заметный отпечаток оторванности от корней. Это обусловлено исторически сложившейся тенденцией к размыванию стиля, поэтому здесь все – и мебель, и текстиль, и элементы декора – должно быть подобрано исключительно аккуратно, чтобы стиль не лишился своей чистоты и не превратился в «провинциально-колониальное» нечто.
Принято считать, что в многоэтажных домах вообще плохо приживаются экзотические стили, и это понятно, поскольку создание чистой и удачной стилизации с учетом такой архитектуры – дело весьма затратное. Неудивительно, что многие, если хотят экзотики, ограничиваются либо кантри с его родными мотивами, либо специфическим этно – африканским, индонезийским, китайским.
Но колониальный – не кантри и не этно, как бы они ни были похожи; это стиль, основанный на внесении и адаптации «импортных» традиций в интерьер с четко заданным вектором, стремящимся к легкости и простору. И это ощущается во всем – и в плавных переходах между пространственными и функциональными зонами, и в размытости границ между стилевыми составляющими, и в гармоничном унисоне различных, но уже как бы сроднившихся культур.
А вот эклектичности в колониальном интерьере – пожалуй, не меньше, чем в «чистой» эклектике. Мебель и прочие интерьерные элементы, выполненные из едва-едва обработанных натуральных материалов, вполне могут сочетаться с самыми современными предметами декора и модными аксессуарами. Здесь фигурки животных из отбеленной слоновой кости, грубоватые ритуальные маски и аккуратно сложенные «в костерок» вязанки хвороста безмятежно соседствуют с изящными ширмами, посудными горками, патированными пепельницами и шикарно отделанным сувенирным оружием.
Но что касается мебели, то исходным материалом может служить как древесина экзотических пород – тика, тиса, тюльпанного и каучукового дерева, азиатского ореха, ротанговой пальмы, – так и растительные волокна и лоза, используемые для плетения. Пол – тоже исключительно деревянный, из широких и массивных светлых досок, больше напоминающих до блеска обработанный камень. Поверх половиц – сизалевые или джутовые циновки, небольшие ковры, соломенные или бамбуковые дорожки с цветочными мотивами или незамысловатыми геометрическими узорами.
Собственно говоря, в колониальной обстановке не столько важна содержательность интерьерных элементов, сколько само настроение, которое они создают; это стиль именно настроения, а не безупречной гармоничности расположения вещей. Особого экзотического шарма придадут такому пространству натуральные краски живой природы – золото и умбра, охра и терракота, бирюза и бронза, оливковая, лиловая и бежевая гаммы. Яркие акценты на пастельных фонах стен и светлого пола – вот вам и приподнятое настроение.
Сам стиль в целом выстраивается из маленьких «моментов», пятен, деталей; точно так же создаются и шедевральные картины – из нескольких штрихов и многих десятков мазков. Где-то в углу примостился пузатый сундук с коваными углами, на нем – бог весть откуда привезенный плетеный чемодан, а сверху над этой «дорожной» группой – резная полочка со старинным подсвечником или коллекция статуэток с этническими сюжетами. А может, вместо сундука в этом углу молча взирает на мир мудрый Будда, поблескивающий бронзой на округлостях своих пышных телес?
В колониальном интерьере непременно должно быть много живых растений, которые создадут в таком жилище настоящую экзотику. Низкорослые пальмы в плетеных коробах поверх вазона, светло-салатные побеги бамбука в глиняных горшках, пара орхидей в расписных вазочках – вот оно, тепло и солнце азиатских стран, волнительная атмосфера свежих и всегда влажных тропических лесов. Хлопотно возиться с живыми цветами и деревцами? Внесите в декор растительные мотивы – в трафаретные рисунки на стенах и обоях, в резьбу на мебели.
В отличие от спокойной палитры пола и деревянной мебели, в фактуре и цветовом решении текстиля и некоторых других декоративных элементов может явственно читаться яркая эмоциональность «тропиканы» – например, в цветастом шелке штор, в шкурах животных (тигра, зебры, жирафа), наброшенных на плетеные кресла, в колоритных панно, гобеленах, лоскутных покрывалах и джутовых ковриках ручной работы.