Модерн: прекрасная жизнь в прекрасной среде



Главная идея стиля Модерн - эстетическое преобразование мира. Категория прекрасного, воплощенная в модерне, должна была, по мнению его идеологов, выйти за рамки произведения искусства и, подобно некой волшебной матрице, заполнить красотой и добром окружающее пространство.

modern 2Немного истории

Волна буржуазных революций, захлестнувшая Европу в 18–19 вв., привела к значительным изменениям в культурной жизни общества. Противоречие между реальной жизнью и ее отображением в искусстве, углубившееся при империализме, требовало новых прогрессивных форм выражения: в живописи, театре, архитектуре. В 80-х годах 19 века витающая в воздухе идея тотального обновления искусства нашла свое отражение в формировании нового стилистического направления, затронувшего все сферы культурной деятельности. Используя художественный опыт предыдущих эпох, впитав в себя лучшие традиции Античности и Средневековья, Запада и Востока, изящного искусства и фольклора, модерн стал универсальным синтетическим языком творчества, ярким воплощением исторической эпохи.

 

Международные выставки и многочисленные печатные издания способствовали стремительному распространению новых веяний, и к началу 20 века модерн стал ведущим стилем Европы и Америки. В жанре модерн писали свои знаменитые полотна Г.Климт и А.Гауди, Э.Мунк и П.Гоген, А.Муха и М. Врубель, А.Бенуа и А. Головин. Яркими представителя стиля были выдающиеся скульпторы К. Клодель и О.Роден, А.Майоль и Ж. Минне.

  

Архитектурное наследие

Модерн (ар-нуво, тиффани, югендстиль) положил начало новому периоду в истории развития архитектуры. На смену вычурному ампиру и хаотичной эклектике приходит стиль, органично сочетающий в себе функциональность, индивидуальность и элегантность. Главной архитектурной задачей становится создание удобного и красивого дома, уникального, не похожего на другие, защищенного от внешнего мира и одновременно преобразующего этот мир посредством собственной красоты и гармонии.

 

В проектировании зданий используется новый принцип – изнутри наружу, в основе которого лежит критерий пользы: дом должен соответствовать образу жизни и привычкам его хозяина, то есть, прежде всего, быть удобным. Интересно, что именно в модерне впервые реализуется идея деления помещения на функциональные зоны. Отправной точкой создания общего ансамбля часто становится именно внутренний интерьер, формируя внешний вид фасада и архитектурную форму здания, гармонично вписывающегося в окружающий ландшафт. Благодаря этому дизайн интерьера в эпоху модерна претерпевает бурное развитие и приобретает статус самостоятельного направления в искусстве.

 

Новый стиль мечтает создать единую художественно-бытовую среду, объединив с этой целью все виды искусств: архитектуру, живопись, декоративное и прикладное искусство. Вследствие этого деятельность многих художников модерна приобретает универсальный характер. Они пишут картины и создают скульптуры, проектируют здания и ландшафтно-парковые зоны, занимаются дизайном интерьера, декора, одежды и ювелирных украшений. Культурное наследие модерна представлено интерьерами В.Орта (Бельгия), архитектурными шедеврами и мебелью А.Гауди (Испания), архитектурой и интерьерами особняков Ф.О.Шехтеля (Россия), дизайном парижского метро Г. Гимара, изделиями из цветного стекла Э.Галле, мебелью Э.Валлена (Франция), витражными работами  Л. К. Тиффани (США) и др.

 

Несмотря на то, что эпоха модерна длилась не многим более 30 лет, влияние его на развитие мирового зодчества и дизайна интерьеров поистине огромно. В дальнейшем модерн еще не раз поднимался на гребень популярности. Именно в те периоды, когда общество особенно уставало от упрощенных форм следующих за модерном стилей.